Первым способом
приватизации была аренда. Согласно закону об аренде (1989г) продукция и доходы
арендного предприятия становились его собственностью. Материальные ценности,
приобретаемые на заработанные средства, также принадлежали арендатору.
Новевведением данного закона было право выкупа арендованного имущества и
долевая собственность членов трудового коллектива.
=> Предпосылки
приватизации были заложены еще в 1989 году.
Данный закон не дал
ощутимых результатов в экономике стране.
Положение об акционерных
обществах и обществах с ограниченной ответственностью (1990г) заложило основы
организационно-правовых форм собственности. Дало право внесения
государственного имущества в уставные фонды акционерных обществ.
На практике: директор
государственного предприятия вносил в АО часть подконтрольного предприятия,
доверенные лица директора вносили в уставной капитал интеллектуальную
собственность, права пользования и другие нематериальные ценности. При этом
стоимость вкладов оценивалась по соглашению сторон. Доля предприятия
оказывалась меньше доли остальных участников общества.
Второй метод
приватизации - подавляющее большинство российских предприятий было
приватизировано в пользу трудовых коллективов. Ощутимой пользы не принесло.
Такая приватизация открыла пусхть директорам для получения полного контролч над
предприятием. Принудительное приобретение акций у работников. За короткий
период контрольный пакет акций оказался у руководителей предприятий. Динамика
процессов акционирования показывает, что консолидированный пакет акций,
принадлежащий работникам предприятия имел настойчивую тенденцию сокращения и
впоследствии небольшие размеры этого консолидированного пакета становятся
малыми для реального контроля и влияния. С этим были связаны многочисленные
конфликты на производственных предприятиях. Эти конфликты происходили в начале 2000х.
Третий способ -
использование механизма банкротства предприятия. Сложилась схема, когда
политика директоров крупных предприятий в пользу посреднеческих фирм,
выступающая одновременно и посдставными крелиторамт станвяться главной причиной
приватизации частными лицами. В эту борьбу конкурентов собственников,
администрации предприятий, государственных органов такде вовсхлекались и
трудовые коллективы. Причем последние не выступали в качестве сознательных
равноценных участников социально-жкономических отношений, а использовались как
средство манипулирования и силового давления на оппонента.
4 метод передела
собственности - реструктуризация.
Укрупнение или
разделение существующих юридических лиц
с целью изменения структуры участия в капитале. Это и создание на базе
предприятия новых юридических лиц (создание дочерних предприятий), слияние
компаний (перевод несколькиз предприятий на одну акцию), либо объединение
независимых юридических лиц в финансово-промушленную группу (образование
холдингов).
Схема: при создании
холдингов государство и частные структуры - инициаторы передела вносят
принадлежащие им пакеты акций в уставной фонд вновь создаваемого общества.
В результате новая
управляющая компания становиться владельцем нескольких технологически взаимосвязанных структур, а инициаторы передела становяться
менеджерами холдинговой компании.
внутренние контрагенты -
66% всей гос собственности перешла в частные руки, где 47% - трудовой коллектив
+ 19% - директорат (данные по итогам приватизации - в конце 93 нач 94 года)
внешние контрагенты - 10%
(а об остальных процентах автор не смог найти данные)))
99год - конец приватизации
внутренние контрагенты -
51%, где трудовой коллектив - 36.3% и 15% - директора.
внешние контрагенты - 45%,
остальные - уплыли неизвестно кому.
мы видим, что борьба за передел собственности
не заканчивается, вектор борьбы между собственниками, а раньше был между
гос-вом и собственниками. передел переходит в фазу рейдерства и корпоративных
конфликтов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий